Скала Красный Камень (Уфалей, Коркодин)

"Красный" у русского народа означало "красивый", но не в этот раз. Красотой эти скалы вроде не блещут, а название получили, скорее всего, за оттенок камней, из которых состоят. Он не ярко выражен, но просматривается. Хотя видели мы и поярче, например, скалы "Розовый замок" на горе Юрма. Вообще, скал с названием "Красный Камень" в России множество, даже в Уфалее есть, прямо возле вокзала, а именно эти находятся недалеко от станции Коркодин на Уфалейском хребте.

Я давно знал про этот Красный Камень, что путь туда неблизкий, и туристы толпами там не ходят. Но все никак не попадал в эти места по разным причинам. Однажды только, много лет назад, ходил на плотину заброшенную недалеко от Коркодина, и места эти мне запомнились своей глушью и обилием животных, особенно копытных. И вот, наконец, пришло время мне увидеть эти скалы своими глазами.

Я подготовил маршрут, куда включил кроме Красного Камня еще скалы Мшистые в паре километров от него, и лесную избушку "Усадьба Ермака", о которой слышал от других путешественников. Скалы Мшистые - это пока неофициальное название, но я надеюсь приживется, почти все камни мхом заросли. Ну, и так как я фотограф, мне хотелось сделать снимки этих скал, а всем известно, что фотографировать скалы лучше всего весной, пока нет листвы на окрестных деревьях, так лучше видно.

Забегая вперед, скажу, что Красный Камень высотой и интересными формами не отличается, метров 30, а вид с него частично скрыт елками и березами, которые возвышаются над вершиной. Лично мне больше понравилась сама дорога, а то что случилось на второй день, и вовсе было для нас за гранью. Да еще весной эти края - настоящее царство клещей, за день сняли с себя столько, сколько за всю жизнь не видели! Поэтому мы запомним этот поход надолго. Ну и обо всех наших приключениях предлагаю сей рассказ.

Это третья часть рассказа, рекомендую начать с первой

На Красный Камень сквозь полчища клещей

День третий. Ночевка у ручья, речка Уфалейка, странные лиственницы, желтая пыль

Ночь прошла довольно спокойно, но несколько раз начинал с гудением работать какой-то механизм вдалеке. Похоже было, что едет грузовая машина, но уж больно ровный гул был, да и не приближался… Воздух здесь, в низине, стыл сильнее, чем на горе, так что под утро стало зябко, градуса 4, может. Приходилось нос прятать в спальник, дышать так сложно, и сон получался неглубоким, прерывистым. Не сказать, что мы замерзли, но не сильно комфортно было.

Мой будильник зазвенел в 6 утра, но я его просто выключила, и дальше спать. Потом в 7 утра подал голос Сашин будильник. Я его тоже выключила, но мы уже проснулись. Выходить из палатки сразу не хотелось, солнышко хоть и светило, но пока не грело. Потом я сходила по неотложным делам, как раз и согрелась за этим занятием. Разработали план - делаем зарядку, костер, завтракаем, собираемся и идем на станцию. Пока его осуществляли, отметили, что на нашей дорожке и вокруг палатки совсем нет клещей, всех вчера ликвидировали. А вот когда отходишь подальше, да к реке - там снова они караулят.

Мы подогрели в котелке чай из термоса, съели бутерброды, а пока пили чай - заварили еще термос, на обратный путь. Хотя было еще пол-литра кипяченой холодной воды. Костер мы тщательно залили водой, чтобы чего не случилось, погрузили все в рюкзаки (сильно полегчавшие), и около десяти утра не спеша отправились по дороге к станции. Я, кстати, пошла первая, и поняла, что здесь мы не проходили - какие-то дебри, колеи мокрые, и дальше мостик через Уфалейку. Саша сказал, что надо немного пройти по тропе правее, и вот там мы скоро вышли на нормальную дорогу.

В лесу было хорошо! Солнце светило, птицы вовсю свистели и щебетали, стало жарко. На деревьях за эти два-три дня выросли листочки, трава тоже не отставала, зеленела, пробивалась сквозь сухую. Немного только побаливали наши побитые вчерашними странствиями ноги, но терпимо. Виды нам открывались веселее, чем по пути сюда - там же погода была пасмурная. А при солнышке все, конечно, намного живописнее - и просторы с маленькими группами зеленых нарядных елочек, и светлый березняк под синим небом…

В одном месте мы скинул рюкзаки, оставили их на обочине, и прошли метров 200-300 к берегу Уфалейки. Не сказать, что там болотина - она подсохла, и земля была вполне твердой. Когда-то там был то ли брод, то ли даже мостик, видно было, что часть насыпи продолжается по другому берегу. Речка была узенькая, всего метр, неглубокая, и бежала в канавке из земляных берегов, но дно было песчано-каменистое, твердое. Вода довольно прозрачная и чистая. А вот клещей там много, сидят на высокой траве. Но они с утра были не шибко активные.

Вернулись мы на дорогу, надели рюкзаки и пошли дальше. Видели много старых, очень старых и больших лиственниц, и у некоторых в нижней части ствола было утолщение, как бочка высотой метр, раза в полтора толще ствола. Снова встретили тех крупных сов или филинов, что видели по пути на Красный Камень. И где-то в этих местах нам открылась тайна наших пожелтевших кроссовок - над дорогой низко склонилась береза, и с нее свисали очень красивые, ярко-желтые сережки. Я не удержалась, и их потрогала - а с них вдруг взвилось целое облако желтой пыльцы! Так вот откуда эта цветная пыль! Ветер разносит ее, и равномерно посыпает всю землю в лесу.

Потом мы подошли к тому болоту, которое Александр так долго обходил в прошлый раз. Я высказала предположение, что за два дня в такую жару здесь все как следует подсохло, и он сможет пройти даже в своих дырявых кроссовках, так что он не стал переобуваться в сланцы, а пошел по моим следам, по кочкам, кладя их набок и придавливая ногой. И мы действительно нормально прошли, и намного быстрее, чем раньше. Тем более, все равно едем домой, даже если промочить ноги, не страшно уже, там все высушим.

Здесь мы видели разную живность - то лягушку, то маленького шустрого тритона, то ящерку, то черного ворона, то зябликов… Вообще, идти сегодня было веселее - и дорога знакома, и грязи меньше стало, и километров не так много топать, и ясно, что успеем к электричке. Прошли тот красивый ельник, и за ним уже через поле видна была речка Уфалейка, и брод через нее. Подошли мы туда, и решили не переходить пока на другой берег. Расположились на полянке у кустов, разделись, подстелили одежду, и улеглись загорать. У нас еще было много времени. Дул прохладный ветерок, было так хорошо! Я даже задремала под шум речки.

Потом мы встали, наговорили на диктофон, я сходила, помыла кроссовки, и стало похоже, что мы с Сашей не вместе ходили - у меня черные, у него - все покрыты желтой пыльцой. Достали еду, пообедали. В большом заливе позади нас крякала утка…

В 13.40 стали уже собираться - скидали все в рюкзаки, и в сланцах перешли речку. За два дня жары вода в ней стала теплее, так что мои ноги выдержали. Когда поднимались к дороге, увидели, что там трясогузка поймала червяка, и его ест, не стесняясь нас совершенно. Александр ее сфотографировал. На другом берегу вытерли ноги, умылись, оделись, намочили головы, чтоб на станции от жары не поплыть. Бросили прощальный взгляд на поля и кромку леса, отметили, что здесь пахнет дымом от лесных пожаров, причем со стороны Екатеринбурга (потом оказалось, что пол-области горит, и в Арамиле, и в Березовском и еще много где). Что делать - ветер и жара… Пошли в сторону станции.

Навстречу нам проехала девочка-подросток на велосипеде, она вежливо поздоровалась. Слева от дороги весь лес, колеи дорог и полянки были залиты водой, видно, снега было немало зимой. Мы уже дошли до кучи опилок у поселка, и тут посмотрели внимательно - а под опилками-то снег! То есть это были кучи снега, и на них просто потом высыпали опилки. В лесах кругом снуют дрозды, а уже в самом поселке мы заметили пару щеглов - такие яркие, нарядные птички.

По пустынным улочкам Школьная и Станционная дошли до станции. Только из одного дома вышел мужчина с сумкой, тоже собрался ехать в город. На платформе стояло несколько лавок, но только над одной был навес. Кто его конструировал - не знаю. Он был так высоко, и такой узкий, что никого не мог защитить ни от дождя, ни от солнца... Постепенно не перрон вышли еще три человека, и мы вместе ждали паровоз минут 20. Я положила поближе термос, воду и пару яблок.

В поезде было всего три вагона, и пассажиров пока было немного, так что место для нас нашлось. Я заняла боковое купе, рюкзаки закинули на вторую полку, и поехали. Смотрели в окно на пробегающие мимо лужайки с сухой травой, деревушки Косой брод, Полдневая, Кладовка… Видели речку Полдневая Чусовая, вода в ней была мутно-коричневой. Чем ближе к Полевскому - тем больше людей заходило в вагон, проводница предупредила, что скоро садоводов набьется выше крыши, и надо будет опускать наш столик, чтобы кто-то сел. А пока мы съели яблоки, я выпила чаю и подремала, положив руки и голову на столик.

Потом и правда вошла уйма народу, мы столик опустили, и с нами присел старичок-садовод. Мы с Сашей коротали время, разгадывая кроссворд. Потом к нам на боковушку подсела старушка, к счастью, очень сухонькая, так что все четверо вошли. Выйти мы решили снова на Ботанической, чтобы не мотаться по вокзалу, а сразу сесть в метро. На платформе мы подождали, пока уйдет электричка, и отправились к метро, удивляясь тому, что в лесу была еще весна, а здесь, в городе, уже лето - большие листья на деревьях, черемуха цветет, источая вкуснейший аромат…

Ну, что сказать, мне это путешествие скорее не понравилось, уж слишком много нервотрепки было, которой на отдыхе я вовсе не рада - переживала из-за полчищ клещей, из-за грязной и неудобной дороги, из-за возгорания, потом из-за необходимости на ночь глядя куда-то тащиться усталым… Нет, я конечно всегда рада увидеть новые места, птиц и зверей, красоты природы… Но в тех местах особых красот как раз и не было, а вот неприятных моментов - сколько угодно!

В конечном итоге, я порадовалась тому, что нас не покусали, мы не поломали на скалах ноги, и не застряли в болоте. Больше всего радовалась за Александра - он так хотел сходить на Красный Камень, так старательно разрабатывал маршрут! Хорошо, что удалось посетить все, что он наметил, и эти скалы, и Камень Мшистый, даже избу вторую нашли, программа выполнена! Мне больше всего понравилась наша вторая стоянка у ручья, там было так спокойно и мирно…

А вот Александру показалось, что как раз переходы были наиболее интересные и увлекательные! Потому что стоянки были не слишком хорошие, удобные и красивые, как должны быть. На скале - наверх надо было пыхтеть, места мало, и виды не очень. У ручья - клещей дикое количество, да и не слишком живописно. Так что они были лучше, чем все остальные возможные, но только потому, что кругом-то совсем кошмар.

Скалы его не впечатлили, он ожидал от них большего, мы ведь видели и гораздо красивее, выше, больше… Не было в них таинственности какой-то, загадки. И всякие трудности его не сильно напрягли, мы же их преодолели, со всем справились. Прошли мы за эти три дня 42 км (за 1 день - 16,5 км, за 2 день - 17,5 км, за 3 день - 7,5 км). Решили, что в сторону Полевского весной ходить в походы не самый лучший вариант, земля слишком влажная, клещей слишком много. Туда лучше осенью, как раз и березы желтые очень эффектно смотрятся...

Лес в тех краях ему тоже понравился, просто потому, что лес не может быть некрасивым, он должен быть разным, а не только сосновый сухой бор, как мне нравится. И в таких местах мы бываем редко, так что полезно сравнить, и сделать выводы. А вот в переходах Александру было интересно - движение, новые места, он все хотел увидеть лося или косулю… Да и прошли мы немало, получили хорошую нагрузку на ноги, выяснили, что с рюкзаком можем по 15 километров в день спокойно проходить, силы есть еще. Даже преодоление болота понравилось! Ведь там все могло быть гораздо хуже. В общем, настоящее приключение!

Как добраться до скал Красный Камень

Как Вы поняли из рассказа, путь туда не простой, да еще ежели весной, то стада клещей очень обрадуются Вашему появлению. Кстати, возможно Вам будет полезна статья Как защититься от клещей...

Для начала нужно доехать до станции Коркодин, время в пути около двух часов, если из Екатеринбурга. Электричка на Уфалей. Выход из поселка по улице Школьная, сначала налево, потом, после брода с мрамором - направо. В рассказе все написано подробнее.

По прямой до скал 9 км. Но там протекает речка Малая Уфалейка, и вокруг есть несколько болотин, поэтому лучше идти по дороге, которая идет дугой, как бы против часовой стрелки. По ней до скал 15 км. По пути можно заглянуть в избушку, и посмотреть всякие диковинные для леса предметы.

От Красного Камня до Мшистого около двух километров, на карте я его отметил овалом. Если Вы сможете обратно пройти более короткой дорогой, через гору Лиственная, напишите, что там за дорога, есть ли топкие места, ручьи...

Ну а на велосипеде можно ехать из поселка Кладовка по нормальной дороге, которая идет вдоль так называемого водовода, и от одной из насосной станции попробовать дойти до скал Красный Камень. По прямой там три кило, но в лесу прямых дорог не бывает, да еще там речки текут, могут тоже болотины быть в низинах...